- познакомить учащихся со стихами о Родине русских поэтов, научить читать ихвыразительно
- развивать творческие способности учащихся
- развивать навыки работы в группе,
- умение находить главную мысль в тексте, концентрировать внимание и умение восстанавливать деформированный текст
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину
- библиографические данные поэтов
- карточка с вопросами для анализа произведения
- конверты с названием стихов
- конверты с разрезанными пословицами
- таблица для анализа произведения
- визитки «Сотрудник литературно-аналитического центра»
- В. И. Даль «Толковый словарь русского языка»
Ход урока
Организационный момент
Сегодня мы находимся в литературно-аналитическом центре и у нас есть возможность познакомиться с его работой.
(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)
Музыкальный эпиграф
(звучит песня Д. Кабалевского «Наш край» в исполнении учащихся)
-О чем вы спели?
Тема Родины действительно будет является главной в работе нашего литературно-аналитического центра.
Постановка целей и задач урока
Нашим сотрудникам, работающих в группах, предстоит сегодня познакомиться и проанализировать стихи русских поэтов о Родине.
Наша задача:- сравнить эти стихотворения и выяснить, как авторы в стихах передают свое отношение к Родине.
Все необходимое для работы находится у вас на столе, поэтому можно приступать к работе.
(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)
Проверка домашнего задания
А начнем мы ее с проверки домашнего задания, где вы выразительно читали стихотворение Никитина «Русь».
(дети читают по цепочке, по столбику)
Спасибо за ваше выразительное чтение.
— Подберите к слову Русь слова, близкие по значению (Родина, Россия)
— Как вы понимаете значение слова Родина? (ответы детей)
Различные авторы по-разному говорят о родине.
Я хочу прочитать вам слова К. Д. Ушинского, а вы должны ответить на такие вопросы:
- Почему родину называют Отчизной?
- Почему ее называют матерью или матушкой?
«Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родным языком, и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку;
Как мать, она защищает, бережет нас от всяких врагов»
(ответы детей в группах)
Мысли о Родине интересно сформулированы в русских народных пословицах, с которыми вы сейчас будете работать, потому что в пословицах хранится народная мудрость.
Работа с деформированным текстом
(каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно сложить пословицу)
Сторона родная чужая мать а мачеха
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
Не за родину – мать умирать страшно
За родину – мать не страшно умирать.
Изучение нового материала
Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А теперь найдите в учебнике фамилии авторов, с которыми мы сегодня познакомимся.
Словарная работа
Физминутка
Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх – где там муха летит!
Глазами повертим, поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.
Вам необходимо будет проанализировать стихи с помощью вопросов и рассказать о своем стихотворении от 3 лица.
(вопросы даны на карточках)
- Какое настроение передает нам автор в своем стихотворении? (радостное, грустное, возвышенное, восторженное, нежное, приподнятое, торжественное, торжествующее)
- Как, по вашему, автор относится к родине? (с уважением, почтительно, трепетно)
- Как ты думаешь, какие чувства испытывал автор при написании этого стихотворения? (гордости, удивления, уважения, восторга)
Для выполнения задания даётся 5-7 минут
Сотрудники центра выступают со своим анализом
Данные анализов заносятся в таблицу (Приложение2 )
А теперь, используя эти данные, прочитайте стихи выразительно.
(дети читают стихи)
Мне очень понравилось, как вы читали стихи.
Дифференцированное д/з
Сотрудники литературно-аналитического центра могут выбрать себе д/з :
- Выразительно прочитать стихотворение
- Выучить его наизусть
- Написать рассказ о своей малой Родине (8-10 предложений) на тему:
Итог урока
— Стихи, каких авторов мы читали?
— Чем они отличаются?
— Что общего заметили в этих стихах?
— Как можно назвать стихотворение С. Д. Дрожжина? (гимн, посвящение)
— А стихотворение А. В.Жигулина (признание в любви)
— Какое стихотворение понравилось больше?
Литература
- Каноныкин Н. П. Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Л. 1955
- Сиземская И. Н. Новикова Л. Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте// Педагогика. 1998.С.16
- Ушинский К. Д. Воспитание человека: Избранное Сост. С. Ф.Егорова. М. Изд. дом «Карапуз», 2000. С.22
- Груздева М. В. Воспитание национального характера у младшего школьника средствами русской классической поэзии и личного литературного творчества / Начальная школа 2008 №10 С.37
Приложение 1