Урок чтения «Стихи русских поэтов о Родине&quot

  • познакомить учащихся со стихами о Родине русских поэтов, научить читать ихвыразительно
  • развивать творческие способности учащихся
  • развивать навыки работы в группе,
  • умение находить главную мысль в тексте, концентрировать внимание и умение восстанавливать деформированный текст
  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину
  • библиографические данные поэтов
  • карточка с вопросами для анализа произведения
  • конверты с названием стихов
  • конверты с разрезанными пословицами
  • таблица для анализа произведения
  • визитки «Сотрудник литературно-аналитического центра»
  • В. И. Даль «Толковый словарь русского языка»

Урок чтения "Стихи русских поэтов о Родине&quotХод урока

Организационный момент

Сегодня мы находимся в литературно-аналитическом центре и у нас есть возможность познакомиться с его работой.

(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)

Музыкальный эпиграф

(звучит песня Д. Кабалевского «Наш край» в исполнении учащихся)

-О чем вы спели?

Тема Родины действительно будет является главной в работе нашего литературно-аналитического центра.

Постановка целей и задач урока

Нашим сотрудникам, работающих в группах, предстоит сегодня познакомиться и проанализировать стихи русских поэтов о Родине.

Наша задача:- сравнить эти стихотворения и выяснить, как авторы в стихах передают свое отношение к Родине.

Все необходимое для работы находится у вас на столе, поэтому можно приступать к работе.

(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)

Проверка домашнего задания

А начнем мы ее с проверки домашнего задания, где вы выразительно читали стихотворение Никитина «Русь».

(дети читают по цепочке, по столбику)

Спасибо за ваше выразительное чтение.

— Подберите к слову Русь слова, близкие по значению (Родина, Россия)

— Как вы понимаете значение слова Родина? (ответы детей)

Различные авторы по-разному говорят о родине.

Я хочу прочитать вам слова К. Д. Ушинского, а вы должны ответить на такие вопросы:

  1. Почему родину называют Отчизной?
  2. Почему ее называют матерью или матушкой?

«Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родным языком, и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку;

Как мать, она защищает, бережет нас от всяких врагов»

(ответы детей в группах)

Мысли о Родине интересно сформулированы в русских народных пословицах, с которыми вы сейчас будете работать, потому что в пословицах хранится народная мудрость.

Работа с деформированным текстом

(каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно сложить пословицу)

Сторона родная чужая мать а мачеха

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Не за родину – мать умирать страшно

За родину – мать не страшно умирать.

Изучение нового материала

Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А теперь найдите в учебнике фамилии авторов, с которыми мы сегодня познакомимся.

Словарная работа

Физминутка

Руки за спину, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим – на парту гляди.

И снова наверх – где там муха летит!

Глазами повертим, поищем ее.

И снова читаем. Немного еще.

Вам необходимо будет проанализировать стихи с помощью вопросов и рассказать о своем стихотворении от 3 лица.

(вопросы даны на карточках)

  1. Какое настроение передает нам автор в своем стихотворении? (радостное, грустное, возвышенное, восторженное, нежное, приподнятое, торжественное, торжествующее)
  2. Как, по вашему, автор относится к родине? (с уважением, почтительно, трепетно)
  3. Как ты думаешь, какие чувства испытывал автор при написании этого стихотворения? (гордости, удивления, уважения, восторга)

Для выполнения задания даётся 5-7 минут

Сотрудники центра выступают со своим анализом

Данные анализов заносятся в таблицу (Приложение2 )

А теперь, используя эти данные, прочитайте стихи выразительно.

(дети читают стихи)

Мне очень понравилось, как вы читали стихи.

Дифференцированное д/з

Сотрудники литературно-аналитического центра могут выбрать себе д/з :

  1. Выразительно прочитать стихотворение
  2. Выучить его наизусть
  3. Написать рассказ о своей малой Родине (8-10 предложений) на тему:

Итог урока

— Стихи, каких авторов мы читали?

— Чем они отличаются?

— Что общего заметили в этих стихах?

— Как можно назвать стихотворение С. Д. Дрожжина? (гимн, посвящение)

— А стихотворение А. В.Жигулина (признание в любви)

— Какое стихотворение понравилось больше?

Литература

  1. Каноныкин Н. П. Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Л. 1955
  2. Сиземская И. Н. Новикова Л. Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте// Педагогика. 1998.С.16
  3. Ушинский К. Д. Воспитание человека: Избранное Сост. С. Ф.Егорова. М. Изд. дом «Карапуз», 2000. С.22
  4. Груздева М. В. Воспитание национального характера у младшего школьника средствами русской классической поэзии и личного литературного творчества / Начальная школа 2008 №10 С.37

Приложение 1